Быстрое решение, которое я делаю, состоит в том, чтобы компенсировать низкое качество бумаги и печати, регулируя «белую точку» и «черную точку», эффективно увеличивая общий тональный контраст изображения.
Рассматривая ваш первый пример, самые светлые части изображения - незапечатанная бумага - на самом деле светло-серые, а самые темные - "черные" чернила - средне-серые. И в самых светлых областях есть пятно, вызванное текстурой бумаги. Это допускается при просмотре оригинала на бумаге, но не при просмотре на экране или при воспроизведении с более высоким качеством печати.
В Photoshop (извините, не знаком с Gimp, но я уверен, что это похожий процесс), я добавляю корректирующий слой Levels, чтобы избежать изменения значений оригинального пикселя, а затем использую ползунки белой точки и черной точки, чтобы "обрезать" самые светлые и самые темные точки изображения - чисто белый и черный. В диалоге есть инструменты пипетки для установки этих точек путем выборки из изображения, но ползунки легче настроить вручную.
В зависимости от контекста я мог бы добавить цвет бумаги обратно в виде очень светло-серого нижележащего слоя, а затем установить режим смешивания слоя сканирования на "Умножение". Это важно, если оригинал напечатан на цветной бумаге, как, например, Financial Times.