До Windows XP память графического процессора управлялась видеодрайвером, предоставленным производителем видеокарты. Было несколько младших карт, которые имели очень мало выделенной памяти и занимали остальное из основной памяти. К сожалению, они сообщили о сумме своей и заимствованной памяти ОС и пользователю как доступную видеопамять, главным образом по маркетинговым причинам.
Начиная с Windows Vista, видеопамять виртуализировалась непосредственно операционной системой (в отличие от видеодрайвера), поэтому существует, по крайней мере, некоторый объем общего доступа для всех графических процессоров, даже тех, у которых много выделенной памяти. Память, сообщаемая пользователю, теперь должна точно отражать различные типы памяти для пользователя (разделяемая и выделенная).
У Microsoft есть довольно подробное объяснение по этой теме:http://msdn.microsoft.com/en-us/library/windows/hardware/ff565494%28v=VS.85%29.aspx